RUS UKR ENG




Музеи, парки | Авиационно-технический музей



Мы чтим историю свою
Ее мы сохраним потомкам —
Крылом к крылу в одном строю
Стальные птицы в гимне звонком
Провозглашают мощь свою.

Человек издавна стремился увековечить свои достижения для потомков. На нашей земле множество различных памятников культуры, искусства, науки. И, не смотря на достижения науки и средств информации, многие люди стремятся воочию увидеть достижения человечества, прикоснуться к ним своими руками, ощутить себя частичкой того, чем можно гордиться и восхищаться.

К сожалению, наш мир устроен так, что со временем, в суете серых будней люди забывают все хорошее и доброе, забывают свою историю, забывают о достижениях своих предков. Однако всегда находятся те, кто способен сохранить и донести до потомков то великое и вечное, что было достигнуто человечеством. Сохранить историю.

Есть в Луганске музей, о котором пока мало кто знает, но которое, не смотря на свое короткое существование, является истинной гордостью нашей истории. Это место — музей авиационной техники, который расположен под открытым небом на территории Луганского авиа-ремонтного завода (ЛАРЗ) на территории Луганского высшего авиационного училища штурманов (ЛВВАУШа).

Когда то в Луганске в «городке ВВАУШ» жил высший офицерский состав, военная интеллигенция. И если раньше Ворошиловград, а после и Луганск был известен на весь Советский Союз своим учебным заведением, то сейчас приезжающие в город гости, как и молодые луганчане,  вряд ли подозревают о том, что им довелось жить в городе, который сыграл свою немалую роль в истории отечественной авиации.

Из  истории Ворошиловградского высшего авиационного училища штурманов им. Пролетариата Донбасса.

16 октября 1930 года был подписан приказ о создании в городе Луганске 11-й школы военных пилотов. Вблизи кургана «Острая Могила» с весны 1931 года началось интенсивное строительство служебных зданий, технических сооружений и жилых домов. Сам Климент Ворошилов на санях приезжал сюда и выбирал место для аэродрома. Началось обучение курсантов училища летному делу. И уже осенью 1931 года был произведен первый выпуск летчиков в количестве 130 человек.
16 января 1934 года 11-й школе летчиков было присвоено имя Пролетариата Донбасса.
В 1967 году по решению главкома в связи с тем, что не хватало кадров, а в стране было единственное высшее авиационное училище штурманов в городе Челябинске, было принято решение создать подобное заведение где-то в центре страны. Выбор пал на Украину, город Ворошиловград. На базе бывшей школы военных пилотов решили создать Ворошиловградское высшее училище штурманов им. Пролетариата Донбасса. Между прочим, известный фильм «Истребители» (40-е гг.) с актером Марком Бернесом в главной роли снимался на территории ВВАУШ.
Первым начальником училища был Герой Советского Союза, заслуженный военный штурман СССР Лашин М.Ф. Звание Героя он получил за то, что выполнил полетное задание. Будущий начальник училища, тогда еще штурман, летел с командиром эскадрильи. После того, когда был подбит их самолет и командир был тяжело ранен. Лашин самостоятельно выполнил задание и посадил самолет.

С тех пор, 1 декабря отмечается как день создания полка «ВЧ 26003», или 46 учебно-авиационного полка. В то время название 46 «УАП» было секретным, а «ВЧ 26003» - открытым. Каждый год ветераны ВВАУШ в этот день отмечают день полка.
В училище было четыре полка «ТУ-16» («Миргород», готовили бомбардировщиков дальней авиации), 2046 учебно-авиационный полк (самолеты «ТУ-124», «ТУ-134», «АН-12» и «ТУ-154»), потом этот полк разделили на два: «Жданов» (военно-транспортный полк «АН-12») и оставили «ТУ». Чуть позже сделали и «АН-26» (военно-транспортная авиация) и «Бердянск» (профили противолодочной авиации).

Развал ВВАУШа начался еще в восьмидесятые годы, когда начали менять самолеты, ранее взятые из Челябинска. Как только началась подобная рокировка, почти сразу расформировали полк «Бердянск», затем начали расформировывать полк «Миргород». А позднее и вовсе началось сокращение Вооруженных Сил.
Ежегодно ВВАУШ выпускал примерно 1.000-1.100 выпускников, все это нужно были финансировать, средств не хватало, а тут как раз грянула перестройка. Именно в это время и сошли на «нет» мощнейшие предприятия всей страны. Министерство Обороны было не в силах поддерживать училище, и его постепенно начали сокращать. Практически ВВАУШ перестал существовать после развала СССР, Примерно в 1993 году на базе ВВАУШ сформировали лицей, который подчинялся Министерству обороны Украины, а в 1992-93 гг. его передали на баланс Луганской облгосадминистрации.
1993 год стал годом окончательного развала ВВАУШ. Его передали в качестве филиала Харьковскому ВАУШ им. Ивана Кожедуба. Ворошиловрадское высшее авиационное училище прекратило свое существование.
В свое время в авиационном училище учился всемирно известный Николай Гастелло, позже его подвиг повторят десятки выпускников училища. ВВАУШ пережил военное время, пережил смену многих партийных руководителей, не смог пережить только время, когда нет войн, но вместо войн – полное забвение и полное равнодушие.
Летная школа, вертолетный центр по обучению летчиков, новое высшее училище по подготовке штурманов - все это наш родной ВВАУШ. О нем гремел весь Советский Союз, и в память об этом, в 70-е годы на территории авиационного училища, луганчане открыли музей боевой славы. Первая комната музея появилась на втором этаже Дома офицеров, вторая была открыта к 40-летию училища в 1985 году. Это был прекраснейший музей, здесь можно было узнать и увидеть всю историю ВВАУШ: фотографии, записи, письма, военная форма, боевые орудия... Сегодня – все, что осталось от бывшей авиационной славы Луганщины – это авиационно-ремонтный завод.

Открытие музея авиационной техники Луганского авиационного ремонтного завода состоялось 18 августа 1996 года. Инициатором создания этого музея был его директор – Алексей Мостовой. Времена 90-х годов отличались большими сложностями в экономике. Самолеты резались на лом, курсанты училищ не летали, никакого финансирования авиации - везде царила постперестроечная разруха.

Везде, да не в голове у Алексея Мостового. Он лично инициировал создание музея. Лично ездил по частям и аэродромам и спасал самолеты от пилы болгарки. Чудной человек – вместо того, чтобы попилить и сдать за копейки на лом свои списанные самолеты, он упрашивал, аргументировал, обменивал самолеты и свозил их на завод. Команда под его руководством собрала более 60 экспонатов!

Самолетов попавших в музей случайно - нет. Некоторые из них были первыми в серии, разработку других контролировал сам сын Берии, некоторые воевали, терпели крушение. Судьба каждого из них заслуживает отдельного рассказа.

«Авиация, совсем недавно ворвавшись в историю человечества, поразила сердца многих людей стремлением к полету и ни с чем несравнимым состоянием души человека, имеющего возможность с высоты птичьего полета видеть красоту нашей Земли.

Сегодня в огромном небесном пространстве редко летает отечественная авиация, и эту возможность предоставляют ей работники авиационных ремонтных заводов. Среди них – коллектив Луганского авиационного ремонтного завода, более 75 лет посвятивший себя восстановлению летной годности самолетов и авиадвигателей…»

Алексей Иванович Мостовой,

директор Луганского авиационного ремонтного завода.

Посетить музей можно и в настоящее время.

Адрес:  Украина, г. Луганск, Острая Могила, 180

Телефон: (0642) 42-88-17, 42-77-74, 34-53-60, 34-53-65, 34-53-21

Время работы: Пн-Пт 10:00 - 15:00 , Сб-Вс 10:00-14:00, без выходных

  © ОУНБ им . Горького 1999-2014